Война и ездовые собаки

Товарищ мой лохматый,
Еще не раз стране
Послужишь ты солдатом
И верным другом мне.
Ездово-санитарная упряжка.
Эти несколько неуклюжие, но полные искренности и сопереживания строчки стихов Н. Евкиной хорошо показывают читателю те чувства, которые воины советской армии питали к своим четвероногим друзьям и соратникам. До революции 1917 года в России вообще не было служебных собак как таковых. До самого начала Первой мировой войны собак в русской армии не использовали. А уже в ходе войны, основываясь на успешном опыте работы с собаками в немецкой армии, ее противники, в числе которых была и Россия, начали вводить в свои войска собак для санитарной и сторожевой службы, а также как средство связи. Эти нововведения носили местный единовременный характер, и советское служебное собаководство, на самом деле, создавалось просто с нуля.

В 1924 году, 23 августа при Высшей стрелково-тактической школе под названием "Выстрел" был организован учебно-опытный центральный питомник спортивных и военных собак, а непосредственно при нем – сформирована Центральная военно-техническая школа дрессировщиков. Кроме сторожевых, питомники обучали для армии собак-"саперов", собак-"связистов", собак-"санитаров", и еще ездовые упряжки, применяемые в основном для нужд санитарной службы.


Для пропаганды служебного собаководства организовывались массовые забеги ездовых упряжек. Старт первому такому забегу был дан 25 февраля 1930 года в городе Архангельске, его организаторами были Центральный отдел Осоавиахима и Комитет по поддержке народов Севера. На пути следования пробега проводились митинги и беседы, людям раздавались листовки, рассказывающие про Осоавиахим. Зимой 1931 года, в январе был проведен Большой Северный пробег длиной 2500 км, затем в феврале - пробег лаек-камчадалок по трассе Свердловск - Москва (протяженностью4 000 км). В следующем году Центральный отдел Осоавиахима провел Большой Всесоюзный Звездный забег по нескольким маршрутам: из Мурманска, Магнитогорска, Ленинграда, с Украины - в Москву. По дороге к участникам примыкали упряжки из Нижнего Новгорода, Череповца, Ярославля, Сормова, Архангельска, а на подходе к столице – московские упряжки. Общая протяженность Звездного пробега от старта до финиша на территории Московского ипподрома составила более 9 000 км.


Широкое применение ездовых служебных собак в Советском союзе началось с Зимней войны с Финляндией. Зимой 1939-1940 года курсанты двух батальонов Центральной школы принимали участие в сражениях на Карельском перешейке и на Кандалакшском направлении, где энергично использовались нартовые собачьи упряжки. Результатом этой работы стала возможность утверждения в армии ездово-нартовой службы.


В военных 1941-1943 годах было организовано 168 отдельных полков, отрядов, батальонов и разных служб по собаководству, среди которых - 69 особых нартовых взводов, действовавших на разных фронтах Великой Отечественной войны. Подразделения ездово-нартовых упряжек стали неотъемлемой составляющей санитарного транспорта и летом, и зимой. Собаки вывозили с полей войны тяжелораненых солдат и офицеров и поставляли боеприпасы на огневые позиции. На Карельском фронте, в условиях бездорожья и распутицы, непроходимых снежных заносов, нартовые упряжки служили основным транспортом для подвоза питания на передовую линию фронта и доставки боеприпасов.


В донесениях начальника 53-й Санитарной армии сообщалось о ездово-санитарных упряжках следующее: "За время нахождения при 53-й Армии отделение собачьих нартовых упряжек участвовало в наступательных операциях, в операциях по эвакуации тяжелораненных солдат и командиров с поля боя после взятия Демянского укрепрайона. И, несмотря на сложные условия эвакуации, труднопроходимую лесисто-болотистую местность, плохие дороги, где невозможно было вывозить раненых людей конным транспортом, благополучно работал на эвакуации тяжело раненных солдат и командиров и на работах по подвозу боеприпасов наступающим подразделениям. За данный период отрядом вывезено с поля боя 7551 человек и подвезено на позиции 63 тонны боеприпасов".


Начальник санитарной службы стрелкового 855-го полка докладывал: "Санупряжки имеют хорошую возможность маскироваться. Каждая такая упряжка заменяет как минимум 3-4 санитара. Эвакуация при помощи санитарных упряжек проводится быстро и с наименьшими неудобствами для раненых".


Летом 1944 года, 29 августа начальником Главного военно-санитарного управлeния Крaсной Армии сообщалось в приветственном докладе по случаю 20-тилетия Центральной школы: "За прошедший период Великой Отечественной на собачьих упряжках было эвакуировано 500 тысяч тяжело раненых солдат и офицеров, и теперь этот транспорт получил заслуженное общее признание".


Собачьи команды, благодаря сообразительности и подготовке могли работать поразительно слаженно, эффективно и инициативно. Вот как описывает работу такого отряда в 1944 году во время снятия блокады Овсянникова Тамара Родионовна, которая служила связисткой в стрелковой дивизии № 268: "...Я взяла катушку, и быстрей побежала по полю около этой железной дороги... Вдруг вижу – похоже как волки, а это две собаки. Вижу - волокуша, лежит раненый солдат, и они вокруг него ходят, вертятся. Я и подтащила им волокушу. Собака легла, придвинулась к раненому, а у нее сбоку санитарная сумка, раненый достал медикаменты, ногу себе перевязал, я помогла собакам его погрузить на волокушу, они впряглись, сами, и потащили бойца. Вот так мне случилось в первый раз увидеть собак-санитаров. Это меня так поразило! С тех пор я очень собак уважаю..." За все время войны при помощи ездово-нартовых отрядов были спасены свыше 600 тысяч человек.
Вторая МВ. РККА. Собака катает лыжника.
Что такое "модно".


Индустриализация Севера с катастрофической скоростью сократило поголовье ездовых собачьих пород. Мотонарты, вездеходы потеснили в снежной тундре собачьи упряжки. Но, к счастью, за последние несколько десятилетий собачьи упряжки снова завоевали любовь и популярность во всем мире. От Швеции и Норвегии до Италии, и от Японии и Австралии до Баффиновой Земли в Канадском архипелаге - всюду теперь существуют питомники по разведению ездовых собак, плюс к тому же – собачьи клубы северных пород, которые даже издают свои журналы. Всемирную славу собакам смогли вернуть спортивные соревнования.


Издревле гонки на собачьих упряжках входили в состав праздничных соревнований у северных народностей. С девятнадцатого века они становятся традиционными среди золотопромышленников и охотников Аляски, теперь это известный вид спорта, в котором проводятся популярные международные соревнования. Гонки распространены во многих странах: даже там, где нет снега. На бесснежных трассах собак запрягают в особо сконструированные тележки.


1985 год был ознаменован созданием Международной федерации гонок на собаках (IFSS). Также существует и Европейская Ассоциация гонок (ESDRA). Достаточно сказать, что на нынешнем этапе развития данного вида спорта ежегодно проводятся чемпионаты мира и Европы, осуществляется работа по введению гонок на собаках в программу соревнований зимних Олимпийских Игр.


В нынешнем зимнем ездовом спорте есть несколько дисциплин. Главные из них - гонки в "пулке", гонки на упряжках, и ски-джоринг. Упряжка – это команда собак, соединенных в обусловленной последовательности, которые сцеплены с нартами и управляются гонщиками (каюром или машером). "Пулка" – это определенная сцепка, в пулке от 1 до 3 собак тянут легкие небольшие нарты (пулку), с которой соединен прочным тросиком лыжник, который помогает движению всего отряда. В ски-джоринге, (это самый молодой и один из самых перспективных видов ездового спорта), собаки при помощи специального буксировочного каната "тащат на буксире" лыжника - спортсмена.


В последние время эти виды спорта завоевывают все большую популярность и в нашей стране - и как профессиональный спорт, а также как развлечение. К примеру, 24 февраля 2004 г. на замерзшем озере Сестрорецкий разлив были проведены первые петербургские состязания собачьих упряжек и соревнования скиджорингистов. А в 2005 году, 25 марта в Петропавловске-Камчатском, на лыжной базе "Лесная" стартовал первый Чемпионат России под названием "Камчадал". Это были гонки на средние дистанции в классе шесть собак (региональные состязания на Камчатке, в традиционном "собачье-ездовом" регионе, были и раньше). Зимой, в выходные в Москве, в парке Кусково или Битце можно увидеть все больше людей, занятых новомодной забавой.
РККА 1937 г. Упряжка с нартами.
Очень жаль, но количество ездовых собак в местах зарождения породы, на российском Севере, снижается с каждым годом. Здесь одной из основных причин сокращения количества упряжек в нашей стране является необеспеченность кормом во многих районах. На протяжении долгого времени не уделялось нужного внимания ездовым породам даже профессиональными собаководами. Сохранение отечественного чистокровного поголовья зависит и от ограничения завоза в Заполярье собак разных пород, в первую очередь это служебные. Прилив посторонней крови угрожает чистоте породы, а также может сделать ездовых собак агрессивными по отношению друг к другу и к человеку.


И поныне на Чукотском полуострове много ездовых собак с хорошо выраженными, вполне определенными породными признаками. Экстерьер таких собак имеет много общего с такими породами, как "северо-восточная ездовая собака" и "восточно-сибирская охотничья лайка", но больше всего эти животные схожи с породой "сибирский хаски".

Эта порода родом с Чукотки, где использовалась чукчами-оленеводами как охотничья, ездовая и пастушья. В начале двадцатого века несколько упряжек вывезли с Нижней Колымы на Аляску. Жители Аляски полюбили чукотских собак за рабочие качества, дружелюбие и сметливость. Вот так и случилось, что Аляска показала миру новую породу с российского Заполярья.


Сейчас идет "возвращение" хаски в нашу Россию - прекрасная порода завоевывает любовь собаководов все больше. В большой степени этому содействует универсальность этих животных, возможность использовать их и в спортивных соревнованиях, и на охоте, причем в разных климатических условиях: от северной Аляски и Канады до земель южного полушария. Возвращение сибирских ездовых пород собак на историческую родину было начато в конце 1980-х годов. Больших питомников по их размножению и выращиванию в стране пока нет, но общая численность породы в центральной России все-таки увеличивается...