Эти несколько неуклюжие, но полные искренности и сопереживания строчки стихов Н. Евкиной хорошо показывают читателю те чувства, которые воины советской армии питали к своим четвероногим друзьям и соратникам. До революции 1917 года в России вообще не было служебных собак как таковых. До самого начала Первой мировой войны собак в русской армии не использовали. А уже в ходе войны, основываясь на успешном опыте работы с собаками в немецкой армии, ее противники, в числе которых была и Россия, начали вводить в свои войска собак для санитарной и сторожевой службы, а также как средство связи. Эти нововведения носили местный единовременный характер, и советское служебное собаководство, на самом деле, создавалось просто с нуля.
В 1924 году, 23 августа при Высшей стрелково-тактической школе под названием "Выстрел" был организован учебно-опытный центральный питомник спортивных и военных собак, а непосредственно при нем – сформирована Центральная военно-техническая школа дрессировщиков. Кроме сторожевых, питомники обучали для армии собак-"саперов", собак-"связистов", собак-"санитаров", и еще ездовые упряжки, применяемые в основном для нужд санитарной службы.
Для пропаганды служебного собаководства организовывались массовые забеги ездовых упряжек. Старт первому такому забегу был дан 25 февраля 1930 года в городе Архангельске, его организаторами были Центральный отдел Осоавиахима и Комитет по поддержке народов Севера. На пути следования пробега проводились митинги и беседы, людям раздавались листовки, рассказывающие про Осоавиахим. Зимой 1931 года, в январе был проведен Большой Северный пробег длиной 2500 км, затем в феврале - пробег лаек-камчадалок по трассе Свердловск - Москва (протяженностью4 000 км). В следующем году Центральный отдел Осоавиахима провел Большой Всесоюзный Звездный забег по нескольким маршрутам: из Мурманска, Магнитогорска, Ленинграда, с Украины - в Москву. По дороге к участникам примыкали упряжки из Нижнего Новгорода, Череповца, Ярославля, Сормова, Архангельска, а на подходе к столице – московские упряжки. Общая протяженность Звездного пробега от старта до финиша на территории Московского ипподрома составила более 9 000 км.
Широкое применение ездовых служебных собак в Советском союзе началось с Зимней войны с Финляндией. Зимой 1939-1940 года курсанты двух батальонов Центральной школы принимали участие в сражениях на Карельском перешейке и на Кандалакшском направлении, где энергично использовались нартовые собачьи упряжки. Результатом этой работы стала возможность утверждения в армии ездово-нартовой службы.
В военных 1941-1943 годах было организовано 168 отдельных полков, отрядов, батальонов и разных служб по собаководству, среди которых - 69 особых нартовых взводов, действовавших на разных фронтах Великой Отечественной войны. Подразделения ездово-нартовых упряжек стали неотъемлемой составляющей санитарного транспорта и летом, и зимой. Собаки вывозили с полей войны тяжелораненых солдат и офицеров и поставляли боеприпасы на огневые позиции. На Карельском фронте, в условиях бездорожья и распутицы, непроходимых снежных заносов, нартовые упряжки служили основным транспортом для подвоза питания на передовую линию фронта и доставки боеприпасов.
В донесениях начальника 53-й Санитарной армии сообщалось о ездово-санитарных упряжках следующее: "За время нахождения при 53-й Армии отделение собачьих нартовых упряжек участвовало в наступательных операциях, в операциях по эвакуации тяжелораненных солдат и командиров с поля боя после взятия Демянского укрепрайона. И, несмотря на сложные условия эвакуации, труднопроходимую лесисто-болотистую местность, плохие дороги, где невозможно было вывозить раненых людей конным транспортом, благополучно работал на эвакуации тяжело раненных солдат и командиров и на работах по подвозу боеприпасов наступающим подразделениям. За данный период отрядом вывезено с поля боя 7551 человек и подвезено на позиции 63 тонны боеприпасов".
Начальник санитарной службы стрелкового 855-го полка докладывал: "Санупряжки имеют хорошую возможность маскироваться. Каждая такая упряжка заменяет как минимум 3-4 санитара. Эвакуация при помощи санитарных упряжек проводится быстро и с наименьшими неудобствами для раненых".
Летом 1944 года, 29 августа начальником Главного военно-санитарного управлeния Крaсной Армии сообщалось в приветственном докладе по случаю 20-тилетия Центральной школы: "За прошедший период Великой Отечественной на собачьих упряжках было эвакуировано 500 тысяч тяжело раненых солдат и офицеров, и теперь этот транспорт получил заслуженное общее признание".
Собачьи команды, благодаря сообразительности и подготовке могли работать поразительно слаженно, эффективно и инициативно. Вот как описывает работу такого отряда в 1944 году во время снятия блокады Овсянникова Тамара Родионовна, которая служила связисткой в стрелковой дивизии № 268: "...Я взяла катушку, и быстрей побежала по полю около этой железной дороги... Вдруг вижу – похоже как волки, а это две собаки. Вижу - волокуша, лежит раненый солдат, и они вокруг него ходят, вертятся. Я и подтащила им волокушу. Собака легла, придвинулась к раненому, а у нее сбоку санитарная сумка, раненый достал медикаменты, ногу себе перевязал, я помогла собакам его погрузить на волокушу, они впряглись, сами, и потащили бойца. Вот так мне случилось в первый раз увидеть собак-санитаров. Это меня так поразило! С тех пор я очень собак уважаю..." За все время войны при помощи ездово-нартовых отрядов были спасены свыше 600 тысяч человек.