Аллюром!
Ездовое собаководство — самобытное достижение культуры народностей Севера, которое родилось в борьбе с суровой арктической природой, в покорения арктического побережья. Ездовое собаководство стало на несколько веков единственным и основным транспортом для перемещения населения на бескрайних пространствах Крайнего Севера по нескольким причинам.
Древним центром возникновения ездового собаководства было побережье северо-восточной Азии (ныне районы Камчатской области, Чукотского национального округа и Якутской АССР) и северо-западной Америки. Из этих районов культура ездового собаководства постепенно распространилась в широтном направлении по всей полярной области. При этом народности Камчатки, Чукотки и Якутии значительно усовершенствовали технику ездового собаководства по сравнению с ездовым собаководством народностей Северной Америки, застывшим на более древних, примитивных стадиях.
Сейчас основные районы ездового собаководства расположены в бассейне нижнего течения Амура, на Сахалине, побережье Охотского моря, Камчатке, по всему побережью Берингова моря, на Чукотском полуострове, по всему побережью Якутии, в низовьях Енисея и Таза. Далее на запад ездовая собака в значительной степени заменяется домашним северным оленем, зимние пастбища которого здесь выходят к самому морю. Важнейшими районами ездового собаководства на западе являются Новая Земля, Вайгач и отчасти низовья Оби.
Олений транспорт, основа жизни северо-таежных, лесотундровых и тундровых районов, по мере приближения к полярной зоне и исчезновения оленьих ягельных пастбищ, без которых невозможно зимнее содержание оленей, заменяется единственно тут возможным собачьим транспортом. Ездовое собаководство сохранилось также и значительно южнее, по бассейнам рек, где его не смог вытеснить олений транспорт. Это объясняется тем, что, с одной стороны, покрытые ровным льдом пространства рек, удобнейшие зимние пути-Севера, также лишены ягеля, а движение по льду для оленя очень затруднено — ноги животного скользят, и он скользит. Кроме того, вблизи рек для собачьего транспорта обеспечена хорошая кормовая база — рыба. На границе распространения этих двух видов тундрового транспорта они сплошь и рядом существуют бок-о-бок, дополняя друг друга.
Олений транспорт, имея те же недостатки, которые характерны для ездового собаководства (относительно малая грузоподъемность и сезонный характер), не может работать на льду. И тут первенство, несомненно, за собачьими упряжками – быстрыми и выносливыми. Именно поэтому невозможна замена собачьего транспорта, оленьим в районах полярной зоны и в Арктике, где отсутствуют ягельные пастбища и значительная часть транспортных путей проходит по морскому и речному льду.
Многие обращали внимание, как эффектно и быстро движется упряжка ездовых собак. Характерным аллюром в упряжке является рысь. Она никогда не идет шагом. Даже утомленные собаки в нарте с тяжелым грузом движутся тихой мелкой рысью. Причем, даже изможденные собаки, запряженные в тяжело груженную нарту, двигались рывками, пробегая по 200—250 метров рысью, а затем ложились в изнеможении на 15—20 минут, после чего вновь совершали такой пробег рысью и опять ложились. Конструкция северо-восточных собачьих нарт по сравнению с конструкцией оленьих нарт и кругополярное распространение ездового собаководства указывают на древность его даже по сравнению с северным оленеводством.
Северо-восточная собачья нарта с ее мягкими креплениями без единого кусочка железа возникла, как считает большинство исследователей истории материальной культуры Крайнего Севера, еще в эпоху неолита.