Рожденные для бега

Издавна жители Дальнего Востока и Севера передвигались на собаках, собаки также помогали людям в перевозке грузов. А еще собак ели, шили одежду из собачьих шкур и приносили в жертву своих «четвероногих друзей».
Современные люди обходятся, конечно, без жертвоприношений, но без собак нам обойтись невозможно. Ездовые упряжки на Севере по-прежнему не роскошь, а средство передвижения, они участвуют в соревнованиях, незаменимы в экспедициях. Многие открытия были бы невозможны без непосредственного участия четвероногих помощников.

Они были первыми.
Южный и Северный Полюс Земли были покорены человеком вместе с ездовыми собаками. Путешественник Роберт Эдвин Пири в начале ХХ века, в 1909 году достиг на собачьей упряжке Северного полюса земного шара. 250 собак наряду с людьми переносили все тяготы этой поистине героической экспедиции. Спустя недолгое время, в середине 1911 года, Руаль Амундсен смог покорить противоположный Южный полюс Земли. Экспедиция общим числом пять человек начала путь на 4-х упряжках, в которые были запряжены 52 северные ездовые собаки. Вернулись обратно все пять человек и только лишь одиннадцать собак, остальные животные были принесены человеком в жертву собственной любознательности. Это только самые известные человечеству случаи. Множество ездовых собак и в наши дни служат человеку в самых жестких условиях, когда даже сталь лопается от мороза, и даже мазут в баках замерзает.
Сибирский хаски.
Эта порода, пожалуй, наиболее известна среди пород ездовых собак. Небольшое число упряжек ездовых собак вывезли с Чукотки и Колымы в эпоху «золотой лихорадки». В тридцатые годы прошлого столетия американским Кеннел-клубом была зарегистрирована порода — сибирский хаски. Кто мог знать, что эти собаки смогут покорить весь мир. В сороковых, перед началом Второй мировой, собак стали завозить в Альпы. Ездовые собачьи упряжки перевозили почту, медикаменты, военные грузы для отделений альпийских стрелков. Нынче сибирские хаски встречаются во многих странах мира — в Австралии, даже в Китае и в Аргентине, в странах ЮАР и в Новой Зеландии. С конца 80-х хаски стали появляться и в российском отечестве.

В США — в городе Нью-Йорке и в городе Номе на Аляске поставили даже памятник собаке, принадлежащей к породе сибирских хаски: известному псу по кличке Болто (Бальт). Бальт был вожаком собачьей упряжки, которая во время эпидемии дифтерии зимой 1925 года доставила в город Ном специальную противодифтерийную сыворотку, и тем самым собаки спасли жизнь многим больным детям. В Японии тоже есть памятники ездовым собакам — там люди до сих пор чтят память о пятнадцати псах, которых не получилось вывезти из ледяной Антарктики.

Ездовой собачий спорт.

Ездовой собачий спорт — если копнуть глубже в историю веков — издавна российский. И порода хаски — наша, с Чукотки, и у северных народов гонки на собаках исстари были одним из любимых национальных зрелищ. Однако гонки на собаках хаски стали по-настоящему большим спортом именно за рубежом. Более чем в тридцати странах мира созданы федерации гонок с участием ездовых собак. Сами соревнования проводят даже в тех местах, где снега нет совсем или же его мало: в этом случае собачья упряжка тянет специальную тележку на колесах.

Конечно, на первом месте все-таки остаются зимние забеги. Они состоят из трех основных дисциплин: сами гонки на упряжках, или состязания на специальных санях (или нартах), в которые запрягаются несколько собак, под управлением спортсмена (каюра); гонки пулок (небольших саней, в которые запрягаются от одной до трех собак, за ними двигается лыжник, привязанный к этим саням при помощи специального буксировочного троса); ски-джоринг — передвижение лыжника за одной (двумя-тремя) собаками, к которым он привязан опять же при помощи специального буксировочного троса. Самая знаменитая гонка мира – это Iditarod Trail или «Айдитарод» на Аляске. Эта гонка имеет протяженность почти две тысячи километров. Она проводятся в память о том, уже упоминавшемся подвиге собак, когда упряжка, привезя в город сыворотку, спасла больных детей от жестокой эпидемии дифтерии. По той же дороге сейчас в марте выдвигаются шестьдесят-семьдесят собачьих упряжек — до города Нома, который располагается почти на берегу Берингова пролива. Эти соревнования продолжаются практически две недели. Современных участников, в отличие от исторически знаменитой собачьей упряжки, на контрольных точках встречают ветеринары, каюров ждут термосы с горячим чаем и супом, а на всей протяженности маршрута вертолеты сбрасывают пищу.
Если «Айдитарод» считают самой длинной гонкой, то гонка «Юкон Квест» считается самой трудной. Она, естественно, проводится на Юконе. Ее протяженность немногим более чем полторы тысячи километров, маршрут гонки проходит по территориям общеизвестных золотых приисков двадцатого века. Тогда эти прииски в зимнее время сообщались между собой только при помощи собачьих упряжек. Мороз до – 40 градусов, глубокий снег, крутые перевалы, торосы, тяжелые сани. Белое безмолвие — мечты поклонников писателя Джека Лондона. Собаки сбивают лапы, каюры обмораживаются. Кстати, чтобы избежать травмирования собачьих лап, гонщики одевают на их лапы специальные башмачки. За время гонки каждая упряжка расходует до 1 500 шт. такой необычной обувки. Не нужно думать, что собаки и возницы всю дорогу только тем и занимаются, что страдают. Ездовые собаки очень любят бегать. Аляскинские и сибирские и хаски, камчатские ездовые собаки – они выведены именно для того, чтобы двигаться, бежать – больше, дальше, быстрее. Эти животные живут 20—25 лет, их рабочие качества сохраняются 10—15 лет. В предвкушении старта хаски обычно поют свою собачью песнь бегу. Вот именно с этой песней они и срываются со стоянки. Для того чтобы догнать и перегнать, да просто бежать, вперед и вперед, слыша свист ветра в ушах и ощущая холодное дыхание ледяной равнины. У них это в крови.

В город Екатеринбург ездовая порода была впервые завезена знаменитым путешественником Владимиром Рыкшиным. На его счету имеется уже несколько путешествий с ездовыми собаками. Эльбрус, пик Коммунизма и пик Ленина (за два последних восхождения он занесен в книгу рекордов Гиннесса), экспедиция по торосам на ездовой собачьей упряжке по самому сложнопроходимому в Ледовитом океане проливу Лонго (между мысом Шмидта и островом Врангеля).
Свое первое, восхождение (тренировочное) спортсмен-альпинист В. Рыкшин (в то время уже мастер спорта), друг Рыкшина Павел Смолин и чукотские ездовые собачьи упряжки сделали на гору Эльбрус. Без собачьей упряжки Рыкшин там побывал шесть раз. А в седьмой раз поднялся уже вместе с четвероногими альпинистами. Когда он убедился, что собаки ощущают себя в горах совсем неплохо, поставил перед собой новую задачу — восхождение на семитысячную вершину. Для этого был избран пик Ленина.


Этот пик восходители с собаками делали попытки покорить дважды, и первая попытка окончилась восхождением до высоты 6200 метров. Но уже через год В. Рыкшин, Л. Плотников и их собаки все-таки смогли добраться до самой вершины. Перед решающим штурмом две недели были проведены в горах для акклиматизации и неоднократно проводились тренировки собак на крутых заснеженных склонах гор. Вернувшись домой, Владимир Рыкшин получает первый диплом Гиннесса – награда за восхождение на семитысячную вершину с собачьей упряжкой. Пик Ленина был им покорен с упряжкой чукотских ездовых собак. А вот сибирские хаски пошли покорять уже пик Коммунизма.

Вперед, на пик Коммунизма!
Идея взойти на пик Коммунизма у Рыкшина появилась после восхождения на пик Ленина. Вершину этой горы он покорял два раза и знал, по какому маршруту можно пройти. И ведь они его на самом деле прошли! С собаками, с упряжкой. Только на самую вершину взошли уже ночью. А когда спускались, потеряли собак. Там есть такое место — настоящая ледовая доска длиной 800 метров — там необходима страховка. Эта страховка вышла чисто символической: снег был рыхлый, практически невозможно было докопаться до льда, да и страховка — только через ледоруб, а это очень ненадежно. Рыкшин привязывал к себе двух псов, шел вниз… Упряжку спустили, собак отвязали — и три собаки просто исчезли. Они, скорее всего, угодили в лавину, которая в это время сошла рядом.
И был получен второй диплом, который свидетельствовал, что путешественники опять записаны в книгу рекордов Гиннесса. Никто никогда ведь на такую высоту не поднимался с собаками. Но после этого восхождения Рыкшин дал себе обет: никогда в горы собак не брать.

Ледяная преисподняя или по пути анкелонов.
Все в том же составе Леонид Плотников и Владимир Рыкшин отправились на берег мыса Шмидта, ставя задачу пересечь на собаках пролив Лонго — начиная от мыса Шмидта и заканчивая островом Врангеля, (путь племени анкелонов, если вспомнить кинофильм «Земля Санникова»). Это племя когда-то обитало на берегу мыса Шмидта, воевало с местными жителями, затем исчезло. Последнюю стоянку племени обнаружили на острове Врангеля. Л.Плотников и В.Рыкшин оделись в малицы – настоящую северную обувь, и отправились в новую экспедицию. Их сопровождали чукотские ездовые собаки, арендованные у местных жителей.


Дважды собаки спасали путешественнику жизнь в этой экспедиции. Один раз Владимир шел впереди, а его товарищ вел следом упряжку. Вдруг вожак пес Мунчан буквально сбил Владимира с ног и резко бросился вперед. Как потом оказалось, совсем рядом, в двух шагах была полынья, скрытая молодым хрупким льдом. Четыре первые собаки в нее провалились. Путешественники вытащили собак, распрягли из упряжки. Псы стали кататься по снегу, таким образом стряхивая воду.
А незадолго до окончания этой экспедиции Рыкшин, Плотников и собачья упряжка оказались на льдине. Их несло в направлении Ледовитого океана. Тогда не было спутниковых телефонов, но экспедиция была оформлена в отделении Морфлота в Москве. Группой был подан сигнал, сигнал был принят, но пока шли сложные из-за расстояния телефонные переговоры, пока потом на место передавали координаты, с этого места льдину уже отнесло. Ситуация усугубилась туманом и плохой видимостью, в результате прилетевший вертолет не нашел группу. Еды у путешественников на то время уже не оставалось. И людям пришлось съесть одного пса: речь шла уже о выживании. Чтобы выжить на морозе — надо двигаться, а чтобы двигаться — необходимы хотя бы какие-то калории, а это значит - нужно есть. Все-таки потом вертолет их нашел. Снял со льдины людей и оставшихся псов.

Хаски приехали к нам.
Из экспедиции через пролив Лонго В.Рыкшин ни одной собаки не привез. Упряжку после возвращения вернули хозяевам. Собачий транспорт местные жители до сих пор продолжают использовать. Снегоходы у них также имеются, но они ломаются в экстремальных условиях, в отличие от собак. Зато Рыкшин привез с собой двух щенков сибирских хаски, настоящих. С самой Аляски, а не откуда-нибудь, куда его пригласили как наблюдателя на мировой чемпионат, где проводились гонки на ездовых собаках. Тогда Рыкшин стал подумывать о выступлении на этих соревнованиях.
Питомцы Стэн и Ева (это клички щенков сибирских хаски, привезенных Рыкшиным в Екатеринбург) уже давно выросли. Они стали родоначальниками породы в Екатеринбурге. Люди с удовольствием берут щенков хаски, говорит В.Рыкшин. Они очень добродушные. И еще у этих собак есть такая черта: они никогда не бросятся на человека, даже по приказу.